Мегамаркет: правила маркировки в 2024 году

Ангелина Горская

Маркетолог Union Label
02.11.2024 кол-во просмотров 739 5 мин

Содержание

Обязательная маркировка на маркетплейсе

С 1 марта прошлого года Мегамаркет несет ответственность за приемку, хранение и продажу товаров, подпадающих под обязательную маркировку «Честный знак». Поэтому продукцию без кода обязательной маркировки маркетплейс попросту не примет. Селлеру придется забрать товар и в тех случаях, когда код на упаковке товара не читается сканером ШК.

О каких товарах идет речь?

Сегодня система «Честный знак» следит за маркировкой товаров из шестнадцати категорий:

  • Одежда, текстиль, обувь;
  • Молочная продукция;
  • Бутилированная вода и безалкогольные напитки;
  • Парфюм;
  • Антисептики;
  • Лекарства и БАДы;
  • Медицинские изделия и кресла-коляски;
  • Фотоаппараты и вспышки;
  • Шины и покрышки для автомобилей;
  • Шубы;
  • Табачные изделия;
  • Пиво и слабоалкогольные напитки.

Кроме того, проходят эксперименты по обязательной маркировке еще дюжины товарных групп, а в будущем маркировка охватит почти все товары в свободной продаже.

Важно: внутри перечисленных категорий есть исключения — товары, которые пока не надо маркировать. Так, на март 2024 женские пальто и полупальто подлежат обязательной маркировке, а женские костюмы, платья и юбки еще нет. Необходимость маркировать продукцию кодами из «Честного знака» уточняйте по классификаторам ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2./p>

Как происходит маркировка?

Маркировать товары обязаны производители и импортеры. Они подключаются к системе «Честный знак» и получают КИЗы — контрольно-идентификационные знаки, которые шифруют GTIN товара, его серийный номер, проверочный код. На каждый товар выдается один уникальный КИЗ.

Далее КИЗы надо преобразовать в графический штрихкод Data Matrix и нанести на упаковку продукта или, как в случае с одеждой, на бирку. После этого КИЗ вводят в оборот, то есть через личный кабинет на сайте «Честного знака» сообщают системе, что товар выпущен и готов к продаже. Поставки товаров — посредникам или сразу на маркетплейс — сопровождаются передачей КИЗов через электронный документооборот. Вот почему подключиться к «Честному знаку», а заодно к оператору ЭДО, понадобится всем участникам рынка — от завода-изготовителя до рядовых селлеров.

При продаже товара конечному покупателю КИЗ выводится из оборота. Делается это автоматически через онлайн-кассу, либо вручную — через личный кабинет «Честного знака»

Как маркировать товары кодами Data Matrix?

Наиболее распространены два способа: печать Data Matrix прямо на упаковке и этикетирование (штрихкод печатается на самоклеящихся этикетках с последующим размещением на упаковке).

Прямая печать осуществляется в типографиях, стоит достаточно дорого и будет оправдана только при больших объемах производства. Этикетирование — более универсальный способ. Его используют и селлеры, которые сами выпускают продукцию для продажи на маркетплейсах, и крупные производители.

Отправляем промаркированные товары на Мегамаркет: на что обратить внимание

Мегамаркет выдвигает ряд требований к поставкам продукции с обязательной маркировкой. Главным из них является необходимость продублировать этикетку с Data Matrix на упаковке, если изначальная маркировка не видна.

Другие требования Мегамаркета:

  • поверхность этикетки должна быть белого цвета, а Data Matrix – черного;
  • нельзя использовать составные этикетки;
  • мятые и рваные наклейки тоже не подойдут;
  • Data Matrix печатайте размером не меньше 20x20 мм.

Маркетплейс разрешает добавлять на дубликат этикетки «Честного знака» сопутствующую информацию: наименование продукта, цвет, размер и так далее. Такие сведения должны полностью соответствовать товару. Печатать этикетки надо на термотрансферном принтере с разрешением не менее 300 dpi.

Транспортные этикетки для Мегамаркета

Для транспортировки и учета товаров Мегамаркет требует наносить на упаковку дополнительную маркировку. Правила оформления транспортных этикеток зависят от выбранной модели сотрудничества с онлайн-площадкой.

FBO: Fulfillment by Operator

Модель, при которой продавец передает товары маркетплейсу, а тот хранит их, упаковывает и доставляет заказы.

В этом случае на всех отправляемых Мегамаркету товарах должен быть штрихкод. Причем, достаточно даже ШК производителя, главное — чтобы он совпадал со значением в универсальных передаточных документах на приемку. По желанию продавец может перемаркировать товары, используя новые ШК (их, разумеется, надо указать в УПД). Как правило, для перемаркировки берут этикетки 58х30 мм, 58x40 мм, 58x60 мм — требований по размеру наклейки и описанию товара Мегамаркет не выдвигает. Новые штрихкоды можно заказать в личном кабинете на сайте маркетплейса, написав в техническую поддержку.

При отправке товаров, на грузовые места клеится транспортный ярлык формата А4, который также формируется в личном кабинете селлера и содержит наименование продавца, номер заявки, дату поступления и название склада.

Транспортный ярлык

FBS: Fulfillment by Seller

Эта модель предполагает, что селлер хранит товары на своем складе, своими силами собирает заказы, а Мегамаркет использует, как витрину и службу доставки. Перед отправкой на каждый заказ продавец из личного кабинета печатает этикетку с уникальным штрихкодом.

Помимо ШК, такая этикетка содержит:

  • логотип маркетплейса,
  • дату отгрузки,
  • номера заказа и доставки,
  • ФИО заказчика и его адрес.

Этикетка FBS.png

Сама этикетка может быть матовая или полуглянцевая. Размер — 120x75 мм. Печатать штрихкод надо ярко-черным цветом, а размещать этикетку — на большей стороне упаковки. Перекрывать наклейку какими-либо надписями, скотчем или пленкой нельзя.

Если заказ не «влез» в один короб, печатают столько этикеток, сколько коробов потребуется для его упаковки. На штрихкодах после звездочки в конце должен быть порядковый номер короба: 1,2,3 и т.д.

Коробки и этикетки FBS.png

Мегамаркет позволяет нанести на упаковку еще два штрихкода для внутреннего учета продавца. Размещать эти ШК следует так, чтобы они не перекрывали этикетку маркетплейса или «Честного знака».

Этикетка для внутреннего учета продавца ПРИМЕР.png

Важно: При торговле со склада Мегамаркета, заботу о выводе из обращения кода обязательной маркировки берет на себя маркетплейс. Если вы работайте по FBS, выводить код придется самостоятельно в личном кабинете на сайте «Честного знака». Между тем, есть еще две модели сотрудничества с Мегамаркетом: доставка силами продавца (DBS) и самовывоз товара покупателем. В обоих случаях код из обращения выводит продавец.

Печать этикеток для Мегамаркета

Чтобы провести маркировку товаров для продажи на маркетплейсе Сбера, понадобятся:

  • принтер этикеток,
  • сами этикетки,
  • специализированный софт.

Редакторы этикеток

Это программы, которые позволяют подготовить макеты этикеток, а затем распечатать их. Наиболее популярным редактором является Bartender Designer. Здесь на макет можно добавить текст, графику, изображения, штрихкоды. Все элементы легко масштабируются и изменяются. Программа поддерживает кодирование RFID-меток, совместима с большинством принтеров этикеток и ведет печать с переменными данными. Последнее означает, что значения штрихкодов или, например, текстовых полей при печати автоматически подставляются из таблиц Excel или файлов базы данных.

Аналогичным функционалом обладают редакторы Godex GoLabel, Zebra Designer и Nice Label.

Автоматический импорт данных из Excel и БД, кодировщик RFID есть и в нашем редакторе Union Label. Только тут, в отличие от других программ, все предельно лаконично и просто. В меню — минимум кнопок, пользовательский интерфейс не перегружен, управление полностью понятно на интуитивном уровне. Программа сама подсказывает последовательность действий для связи с источником данных. Ошибиться невозможно.

Также в функционал Union Label входит:

  • настройка размера этикетки,
  • добавление на макет текста, ШК, изображений,
  • изменение шрифта, начертания, расстояния между строчками,
  • выбор положения элемента, включая быстрое центрирование,
  • создание шаблонов,
  • управление интенсивностью печати (влияет на насыщенность отпечатка),
  • поддержка принтеров всех популярных брендов,
  • калибровка принтера по макету этикетки.

В ближайшее время мы дополним возможности Union Label интеграцией с системой «Честный знак».

Принтеры этикеток для Мегамаркета

Главный параметр для выбора принтера этикеток — дневной объем печати. Например, настольные принтеры Godex G530U, Mertech TLP300 или BSmart BS460T рассчитаны на печать до 3000-5000 этикеток в день. Этого вполне достаточно для многих селлеров маркетплейса. Для крупных производителей подойдут коммерческие или промышленные модели (TSC MH341T, Zebra ZT411), которые выдерживают нагрузку в десятки или даже сотни тысяч отпечатков.

Напомним, что Мегамаркет настоятельно рекомендует использовать термотрансферные принтеры. В них можно установить риббон, то есть красящую ленту, краска с которой при нагреве переносится на этикетку. В результате, отпечаток получается четкий и долговечный. Кроме того, принтер этикеток для Мегамаркета должен иметь ширину печати не менее 75 мм.

Этикетки для маркетплейса

Напоследок, несколько слов о самих этикетках. Для термотрансферной печати нужны полуглянцевые, либо полипропиленовые носители. Полуглянцевые изготавливаются из бумаги, дешевле и не бликуют, что упрощает считывание с них ШК. Зато полипропиленовые прочнее и дольше сохраняют отпечаток. Риббон для бумажных этикеток используют с красящим слоем на основе воска или смеси смолы и воска. Для синтетических этикеток подойдет риббон со смоляным покрытием.

Чтобы получить подробную консультацию по установке программного обеспечения, оборудования и расходных материалов для маркировки товаров на маркетплейсе, позвоните нам или напишите на info@interid.ru. Наши менеджеры всегда окажут грамотную консультацию и помогут определиться с выбором, а технические специалисты помогут установить программное обеспечение и настроить оборудование

Маркировка

Программное обеспечение

Принтеры этикеток

Шаблоны этикеток