С 1 марта прошлого года Мегамаркет несет ответственность за приемку, хранение и продажу товаров, подпадающих под обязательную маркировку «Честный знак». Поэтому продукцию без кода обязательной маркировки маркетплейс попросту не примет. Селлеру придется забрать товар и в тех случаях, когда код на упаковке товара не читается сканером ШК.
Сегодня система «Честный знак» следит за маркировкой товаров из шестнадцати категорий:
Кроме того, проходят эксперименты по обязательной маркировке еще дюжины товарных групп, а в будущем маркировка охватит почти все товары в свободной продаже.
Важно: внутри перечисленных категорий есть исключения — товары, которые пока не надо маркировать. Так, на март 2024 женские пальто и полупальто подлежат обязательной маркировке, а женские костюмы, платья и юбки еще нет. Необходимость маркировать продукцию кодами из «Честного знака» уточняйте по классификаторам ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2./p>
Маркировать товары обязаны производители и импортеры. Они подключаются к системе «Честный знак» и получают КИЗы — контрольно-идентификационные знаки, которые шифруют GTIN товара, его серийный номер, проверочный код. На каждый товар выдается один уникальный КИЗ.
Далее КИЗы надо преобразовать в графический штрихкод Data Matrix и нанести на упаковку продукта или, как в случае с одеждой, на бирку. После этого КИЗ вводят в оборот, то есть через личный кабинет на сайте «Честного знака» сообщают системе, что товар выпущен и готов к продаже. Поставки товаров — посредникам или сразу на маркетплейс — сопровождаются передачей КИЗов через электронный документооборот. Вот почему подключиться к «Честному знаку», а заодно к оператору ЭДО, понадобится всем участникам рынка — от завода-изготовителя до рядовых селлеров.
При продаже товара конечному покупателю КИЗ выводится из оборота. Делается это автоматически через онлайн-кассу, либо вручную — через личный кабинет «Честного знака»
Наиболее распространены два способа: печать Data Matrix прямо на упаковке и этикетирование (штрихкод печатается на самоклеящихся этикетках с последующим размещением на упаковке).
Прямая печать осуществляется в типографиях, стоит достаточно дорого и будет оправдана только при больших объемах производства. Этикетирование — более универсальный способ. Его используют и селлеры, которые сами выпускают продукцию для продажи на маркетплейсах, и крупные производители.
Отправляем промаркированные товары на Мегамаркет: на что обратить внимание
Мегамаркет выдвигает ряд требований к поставкам продукции с обязательной маркировкой. Главным из них является необходимость продублировать этикетку с Data Matrix на упаковке, если изначальная маркировка не видна.
Другие требования Мегамаркета:
Маркетплейс разрешает добавлять на дубликат этикетки «Честного знака» сопутствующую информацию: наименование продукта, цвет, размер и так далее. Такие сведения должны полностью соответствовать товару. Печатать этикетки надо на термотрансферном принтере с разрешением не менее 300 dpi.
Для транспортировки и учета товаров Мегамаркет требует наносить на упаковку дополнительную маркировку. Правила оформления транспортных этикеток зависят от выбранной модели сотрудничества с онлайн-площадкой.
Модель, при которой продавец передает товары маркетплейсу, а тот хранит их, упаковывает и доставляет заказы.
В этом случае на всех отправляемых Мегамаркету товарах должен быть штрихкод. Причем, достаточно даже ШК производителя, главное — чтобы он совпадал со значением в универсальных передаточных документах на приемку. По желанию продавец может перемаркировать товары, используя новые ШК (их, разумеется, надо указать в УПД). Как правило, для перемаркировки берут этикетки 58х30 мм, 58x40 мм, 58x60 мм — требований по размеру наклейки и описанию товара Мегамаркет не выдвигает. Новые штрихкоды можно заказать в личном кабинете на сайте маркетплейса, написав в техническую поддержку.
При отправке товаров, на грузовые места клеится транспортный ярлык формата А4, который также формируется в личном кабинете селлера и содержит наименование продавца, номер заявки, дату поступления и название склада.
Эта модель предполагает, что селлер хранит товары на своем складе, своими силами собирает заказы, а Мегамаркет использует, как витрину и службу доставки. Перед отправкой на каждый заказ продавец из личного кабинета печатает этикетку с уникальным штрихкодом.
Помимо ШК, такая этикетка содержит:
Сама этикетка может быть матовая или полуглянцевая. Размер — 120x75 мм. Печатать штрихкод надо ярко-черным цветом, а размещать этикетку — на большей стороне упаковки. Перекрывать наклейку какими-либо надписями, скотчем или пленкой нельзя.
Если заказ не «влез» в один короб, печатают столько этикеток, сколько коробов потребуется для его упаковки. На штрихкодах после звездочки в конце должен быть порядковый номер короба: 1,2,3 и т.д.
Мегамаркет позволяет нанести на упаковку еще два штрихкода для внутреннего учета продавца. Размещать эти ШК следует так, чтобы они не перекрывали этикетку маркетплейса или «Честного знака».
Важно: При торговле со склада Мегамаркета, заботу о выводе из обращения кода обязательной маркировки берет на себя маркетплейс. Если вы работайте по FBS, выводить код придется самостоятельно в личном кабинете на сайте «Честного знака». Между тем, есть еще две модели сотрудничества с Мегамаркетом: доставка силами продавца (DBS) и самовывоз товара покупателем. В обоих случаях код из обращения выводит продавец.
Чтобы провести маркировку товаров для продажи на маркетплейсе Сбера, понадобятся:
Это программы, которые позволяют подготовить макеты этикеток, а затем распечатать их. Наиболее популярным редактором является Bartender Designer. Здесь на макет можно добавить текст, графику, изображения, штрихкоды. Все элементы легко масштабируются и изменяются. Программа поддерживает кодирование RFID-меток, совместима с большинством принтеров этикеток и ведет печать с переменными данными. Последнее означает, что значения штрихкодов или, например, текстовых полей при печати автоматически подставляются из таблиц Excel или файлов базы данных.
Аналогичным функционалом обладают редакторы Godex GoLabel, Zebra Designer и Nice Label.
Автоматический импорт данных из Excel и БД, кодировщик RFID есть и в нашем редакторе Union Label. Только тут, в отличие от других программ, все предельно лаконично и просто. В меню — минимум кнопок, пользовательский интерфейс не перегружен, управление полностью понятно на интуитивном уровне. Программа сама подсказывает последовательность действий для связи с источником данных. Ошибиться невозможно.
Также в функционал Union Label входит:
В ближайшее время мы дополним возможности Union Label интеграцией с системой «Честный знак».
Главный параметр для выбора принтера этикеток — дневной объем печати. Например, настольные принтеры Godex G530U, Mertech TLP300 или BSmart BS460T рассчитаны на печать до 3000-5000 этикеток в день. Этого вполне достаточно для многих селлеров маркетплейса. Для крупных производителей подойдут коммерческие или промышленные модели (TSC MH341T, Zebra ZT411), которые выдерживают нагрузку в десятки или даже сотни тысяч отпечатков.
Напомним, что Мегамаркет настоятельно рекомендует использовать термотрансферные принтеры. В них можно установить риббон, то есть красящую ленту, краска с которой при нагреве переносится на этикетку. В результате, отпечаток получается четкий и долговечный. Кроме того, принтер этикеток для Мегамаркета должен иметь ширину печати не менее 75 мм.
Напоследок, несколько слов о самих этикетках. Для термотрансферной печати нужны полуглянцевые, либо полипропиленовые носители. Полуглянцевые изготавливаются из бумаги, дешевле и не бликуют, что упрощает считывание с них ШК. Зато полипропиленовые прочнее и дольше сохраняют отпечаток. Риббон для бумажных этикеток используют с красящим слоем на основе воска или смеси смолы и воска. Для синтетических этикеток подойдет риббон со смоляным покрытием.
Чтобы получить подробную консультацию по установке программного обеспечения, оборудования и расходных материалов для маркировки товаров на маркетплейсе, позвоните нам или напишите на info@interid.ru. Наши менеджеры всегда окажут грамотную консультацию и помогут определиться с выбором, а технические специалисты помогут установить программное обеспечение и настроить оборудование