Маркировка на Яндекс.Маркет: как это сделать правильно в 2024 году

Содержание

Обязательная маркировка

Как и другие маркетплейсы, Яндекс.Маркет отвечает за продажи товаров, которые подпадают под обязательную маркировку кодами из системы «Честный знак». Непромаркированная продукция или товары с нечитаемым кодом приняты не будут. Если такой товар все-таки попадет в продажу, маркетплейс и селлера ждут штрафы.

На сегодняшний день маркировка обязательна для товаров из следующих категорий:

  • Текстиль для дома, одежда и обувь;
  • Шины и покрышки;
  • Фототехника;
  • Духи, туалетная вода, одеколон;
  • Табак, курительные смеси, электронные сигареты;
  • Лекарства;
  • Медицинские изделия, включая инвалидные коляски;
  • Биологически активные добавки;
  • Антисептики;
  • Шубы и другие изделия из натурального меха;
  • Молоко, сыр, кефир и так далее;
  • Пиво, слабоалкогольные напитки, вода в бутылках.

В будущем список маркируемой продукции должны пополнить товары еще пятнадцати категорий. В конечном итоге, по замыслу правительства, маркировка охватит почти все изделия в российской рознице.

Как работает обязательная маркировка?

Производитель либо импортер заказывает в системе «Честный знак» контрольно-идентификационные знаки (КИЗы), преобразует их в графический штрихкод Data Matrix и размещает на потребительской упаковке товара. Затем КИЗы вводят в оборот, то есть сообщают «Честному знаку» о поступлении товара на рынок. На следующих этапах, когда товар передается по цепочке продаж, вместе с ним передаются и КИЗы. Делается это через универсальный передаточный документ по электронному документообороту. Все перемещения КИЗов фиксирует «Честный знак», а при продаже товара розничному покупателю система получает уведомление о выводе КИЗ из оборота.

Как маркировать товары?

Проще и дешевле всего использовать для обязательной маркировки товаров этикетирование -печатать штрихкод Data Matrix на самоклеящихся этикетках, а потом наносить эти этикетки на упаковку.

Яндекс.Маркет не выдвигает конкретных требований к размеру этикетки и ее положению. Единственное — наклейка нужна не рваная, не составная (из нескольких кусков), не мятая и ее должно быть хорошо видно. Поверхность этикетки подойдет матовая, белая, а Data Matrix лучше печатать черным цветом и размером не меньше 20x20 мм. Если товар поставляется переупакованным, этикетку с Data Matrix дублируют на верхней упаковке. Еще ШК можно включить в этикетку Яндекс.Маркета — такая тоже есть и вскоре мы расскажем о ней.

Как передавать КИЗы и выводить код из оборота?

Это зависит от выбранной модели сотрудничества с Маркетом. Их четыре:

  • FBY (Fulfillment by Yandex). Продукция хранится на складах Яндекса, заказы собирают и доставляют сотрудники маркетплейса. В этом случае, коды маркировки передаются селлером после поставки. Исключение — текстиль, одежда и обувь. Тут код надо отправлять до поступления товаров на склад. После продажи КИЗ из оборота выведет сам Маркет, однако лучше проверить и при необходимости вывести код самому.
  • FBS (Fulfillment by Seller). Товары — у продавца, он же упаковывает заказ, а Яндекс.Маркет осуществляет доставку. КИЗ продавцу надо отправлять маркетплейсу до отправки заказов на сортировочный центр. Выводить код придется самостоятельно.
  • Экспресс. От FBS отличается только скоростью обработки заказов: селлеру надо упаковать товары за час, прежде чем за ними приедет курьер Яндекса для последующей доставки покупателю.
  • DBS (Delivery by Seller). Продавец все делает самостоятельно, включая доставку товаров и вывод кода маркировка из оборота. Однако КИЗы в систему Яндекс необходимо ввести.

Этикетки Яндекс.Маркета

Для учета, правильного хранения и корректной доставки Яндекс требует от селлера маркировать товары этикетками и транспортными ярлыками.

FBY

При работе со складов маркетплейса на каждый товар наносят этикетку с его описанием, штрихкодом и, при необходимости, сроком годности.

Важно: Описание содержит название товара, наименование производителя, страну и адрес производства, характеристики продукта, в некоторых случаях — предупреждающие надписи («Беречь от детей!», «Не направлять в глаза!» и т.д.), указания по применению или приготовлению. Вся информация, кроме названия модели, должна быть на русском языке.

Яндекс никак не регламентирует размер этикетки для FBY, однако селлеры чаще всего выбирают наклейки размером 150x100 мм, чтобы уместить на нем всю необходимую информацию. Если на товарной упаковке уже есть описание на русском языке и оно хорошо читается, при переупаковке на верхнюю тару можно наклеить небольшую этикетку — например, 58x40 мм, - а из сопроводительной информации оставить только ШК и название продукта. ШК допускается в форматах EAN, UPC, Code-128, ISBN и GTIN. На товары в нескольких упаковках наклеивают этикетки с одинаковым содержанием. Грузовые места маркируют транспортными ярлыками из личного кабинета селлера на маркетплейсе.

этикеткаэтикетка

FBS

Торговля со своего склада (в том числе, по модели Экспресс) подразумевает нанесение транспортной этикетки на каждый заказ. Здесь подойдет носитель 120x75 мм. Содержание этикетки формируется автоматически в личном кабинете продавца и включает:

  • штрихкоды на номер заказа в системе Яндекса, на грузоместо и на номер заказа в учетной системе селлера;
  • имя получателя;
  • адрес доставки;
  • наименование службы доставки;
  • количество грузомест;
  • наименование селлера.
fbs

Отметим, что заказ в нескольких коробках маркируют одинаковыми этикетками с указанием числа погрузочных мест — 1/3, 2/3 и так далее. Наименование компании-продавца указывают официальное: ООО, ИП, ФИО самозанятого. Название магазина не используют.

Как печатать этикетки?

Для этого понадобится принтер этикеток, сами этикетки, риббон и компьютерная программа.

Принтеры этикеток бывают термотрансферные и с поддержкой только прямой термопечати. В термотрансферные принтеры можно установить красящую ленту (риббон). При нагреве краска с нее перейдет на этикетку и создаст отчетливый и долговечный отпечаток. Термопринтеры печатают прямо на поверхности носителя, поэтому оттиск получается менее насыщенный и менее устойчивый к истиранию, выгоранию или долгому хранению. Все термотрасферные модели могут печатать и без риббона, то есть методом прямой термопечати.

Для торговли на Яндекс.Маркете мы рекомендуем термотрансферные принтеры с разрешением не менее 300 dpi. Еще один важный момент — ширина печати не менее 100 мм. Если печатать надо относительно небольшое количество этикеток (несколько десятков или сотен штук) подойдут принтеры Godex RT230, Mertech TLP100, Bixolon XD5-43t. Для высоких нагрузок нужны модели коммерческого или промышленного класса - TSC TX310, iDPRT iX4L, Атол TT631.

Термотрасферная печать осуществляется на полуглянцевых и полипропиленовых этикетках. В первом случае риббон нужен с красящим слоем WAX, либо Resin+WAX. На полипропиленовых носителях печать ведется с помощью риббонов Resin. Ширина красящей ленты опять-таки должна быть от 100 мм и больше.

ПО для печати этикеток

Такие программы часто называют редакторами этикеток. Здесь можно создавать макет, добавлять на него текст, графику и, конечно, штрихкоды. Кроме того, многие редакторы поддерживают автоматический импорт данных из сторонних файлов. Это значит, что при печати значения элементов будут изменяться автоматически — например, цифры в ШК или содержание текстовых блоках.

Самым известным редактором этикеток является Bartender Designer (производители принтеров даже выпускают брендированные версии этой программы под свою продукцию). Его бесплатный аналог, но только для принтеров Godex — это Godex GoLabel. Проприетарное ПО есть и у Zebra: компания предлагает платную и бесплатную версии программы Zebra Designer. Совместимостью с принтерами разных брендов отличается Nice Label.

Редактор этикеток Union Label работает со всеми популярными принтерами: TSC, Zebra, Honeywell, Mertech, Bsmart и другими. При этом, он очень простой. Все функции на виду и процесс управления понятен сразу. Интерфейс ничем не перегружен и полностью русифицирован. Печать с переменными данными есть: информация подставляется из файлов «Эксель» и баз данных.

Union поддерживает все популярные линейные (EAN, UPC, Code 128) и двухмерные штрихкоды (QR, Data Matrix). Текст на макете можно поворачивать, перемещать, увеличивать. Шрифт и начертание также изменяются. Размер и положение элементов регулируются мышкой, либо через точный ввод значений. Еще один плюс – возможность кодировать RFID-метки.

Созданные в Union этикетки можно сохранить как шаблон и в дальнейшем не тратить время на подготовку макета с нуля. Для печати этикеток не понадобится вручную изменять настройки драйвера — калибровка принтера и корректировка интенсивности прожига осуществляется прямо из программы.

В общем, Union Label – это очень легкий и простой редактор, который поможет маркировать продукцию как начинающему селлеру Яндекс.Маркета, так и опытному продавцу, работающему с несколькими маркетплейсами. Кстати, следующий шаг в развитии программы — интеграция с личным кабинетом «Честного знака». В итоге, селлерам станет еще удобнее проводить маркировку своих товаров. Ждем ваших заявок и вопросов. Подробно обо всем расскажем и предложим лучшее решение для ваших задач.

Маркировка

Программное обеспечение

Принтеры этикеток

Шаблоны этикеток